https://www.traditionrolex.com/14
тризуб
Торецька міська військова адміністрація
Бахмутського району Донецької області

По страницам архивных фондов: из истории Новгородского машиностроительного завода

Жизнь человека устроена так, что прошлое неразделимо связано с настоящим и будущим. Во все времена люди стремились узнать свои истоки, свои корни, понять свое предназначение на Земле.

Приподнять занавес прошлых лет нам помогают документы, которые с течением времени становятся молчаливыми свидетелями происходившего, хранят в себе историю, являясь бесценным и достоверным источником информации.

Прикоснуться к архивным документам – это всё равно, что совершить путешествие во времени, почувствовать на себе дыхание прошлого.

В архивном отделе Дзержинского городского совета на государственном хранении находятся документы по личному составу ликвидированных предприятий города, в том числе Новгородского машиностроительного завода.

Историческая справка, документы по личному составу предприятия позволяют нам, современникам, изучить историю завода на протяжении многих десятков лет.

Основание машиностроительного завода относится к 1894 году, когда немецкий инженер Я.Г.Нибур, владелец завода сельскохозяйственных машин в колонии Ольго-Фельд Таврической губернии (ныне город Никополь), построил вторую фабрику для изготовления земледельческих машин в колонии Нью-Йорк Екатеринославской губернии (ныне посёлок Новгородское Донецкой области).

mz 1

Основатель завода Я. Г. Нибур среди работников администрации (первый ряд в центре)

Большую роль в развитии завода сыграла железная дорога, построенная англичанином Юзом, которая проходила через село Железное (ныне станция Фенольная) на расстоянии 1600 метров от завода.

До этого поставка сырья и вывоз машин производилась гужевым транспортом.

С момента основания и за весь дореволюционный период на заводе построены такие цеха: кузнечный, литейный, токарный, столярный, слесарный, сборочный, красильный. В то время завод выпускал машины для сельского хозяйства и маслобойных заводов: рядовые сеялки, веялки, бороны, бункера, конные приводы и др.

mz 2

mz 3

В 1916 году завод был продан инженеру-капиталисту Перцеву. В этот период времени, кроме сельхозмашин, завод выполнял заказы по изготовлению четырехдюймовых стаканов к снарядам для морских глубин.

После революции 1917 года завод был национализирован.

С 1920 года началось восстановление завода. Спустя три года заработали все основные цеха. Однако вскоре предприятие было законсервировано в связи с ликвидацией треста, в который входил завод.

С 1931 года завод изменил профиль выпускаемой продукции. В течение последующих десяти лет произошла полная реконструкция цехов, построены новые цеха. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Гурьев (Казахстан). Под руководством комиссии по эвакуации, возглавляемой директором завода Щербухиным В.В. все оборудование было демонтировано, отгружено в начале октября 1941 года. Базой для размещения в городе Гурьеве был Гурьевский ремонто-механический завод.

mz 4

После освобождения Донбасса, в 1943 году, завод был перевезен в поселок Нью-Йорк. Послевоенная продукция завода – это продукция для нефтяной промышленности.

С 1944 по 1949 год машиностроительный завод имени Г.И.Петровского подчинен Главнефтемашу. В июне 1944 года директором завода назначен Щербухин Василий Васильевич, член ВКП (б), который руководил предприятием до октября 1946 года.

С 1945 года завод перепрофилирован на угольное машиностроение. Одновременно предприятие выпускало товары народного потребления. Завод имел свою шахту и отдел рабочего снабжения.

С октября 1946 года по январь 1949 года исполнял обязанности директора предприятия Рузе, с января 1949 года по октябрь 1949 – Степаненко.

25 августа 1949 года директором завода назначен И. Коржилов, который возглавлял предприятие по май 1973 года.

С 1950 года по 1954 год завод именуется Государственным Союзным машиностроительным заводом имени Г.И.Петровского Главнефтемаша.

В 1955-1956 годах завод переподчинен Главнефтестроймеханизации, а в 1957-1958 годах – Сталинскому Совнархозу.

С 1959 по 1961 год предприятие называется «Машиностроительный завод имени Г.И.Петровского» Сталинского Совнархоза.

За период времени с 1959 по 1973 годы на заводе построены: литейный цех, цех гидравлики, цех металлоконструкций, термический участок. В это время завод выпускает насосные станции, гидроаппаратуру для горных машин, пневмомоторы и пневмотурбины для нефтяников.

С 1962 по 1965 год завод носит имя «Государственный машиностроительный завод имени Г.И.Петровского» Донецкого Совнархоза.

С 1966 по 1972 год Государственный машиностроительный завод имени Г.И.Петровского находится в подчинении Министерства тяжелого энергетического и транспортного машиностроения.

С 1973 по 1986 год машиностроительный завод имени Г.И.Петровского переподчинен Министерству угольной промышленности СССР.

05 июня 1973 года председателем правления завода назначен Гобрусев Валенитин Валерьевич, который руководит предприятием до 27 ноября 1995 года, а с 27 ноября 1995 года исполняет обязанности председателя правления Линев Виктор Александрович. 1 декабря 1995 года Виктор Александрович назначен директором завода.

В 1977 году цех гидравлики переименован в механосборочный цех № 1.

В период времени с 1978 года по 1983 год на заводе сдается в эксплуатацию ряд промышленных объектов: новая компрессорная станция, котельная, очистные сооружения.

В 1987 году машиностроительный завод имени Г.И.Петровского подчинен Министерству угольной промышленности СССР Всесоюзному производственному объединению «Союзуглемаш», а в 1988-1989 годах -Министерству угольной промышленности СССР Главуглемашу.

В 1989 году вступил в эксплуатацию цех гальванопокрытий и термический участок.

В 1990-1991 годах машиностроительный завод имени Г.И.Петровского находится в ведении Министерства угольной промышленности СССР, а с 1992 года по 01.11.1994 – Госуглепрома Украины.

В 1992 году освоен выпуск насосной станции СНТ-32 с гравитационной системой очистки.

В марте 1993 года в Мадриде коллектив завода был награжден «Большой международной Европейской Золотой Аркой» за высокое качество выпускаемой продукции.

С 02.11.1994 форма собственности стала коллективной, образовалось акционерное общество «Новгородский машиностроительный завод» Министерства угольной промышленности Украины. В последующие годы выпуск продукции значительно уменьшился.

С 1996 по 2000 год ОАО «Новгородский машиностроительный завод» подчинен Министерству угольной промышленности Украины, а с 2001 года по 2003 год – переподчинен Министерству топлива и энергетики Украины.

С 2004 года завод именуется ОАО «Новгородский машиностроительный завод».

22 сентября 2004 года Линев В.А. назначается Генеральным директором завода, который возглавлял работу предприятия до 02 марта 2006 года.

В 2006 году началась процедура ликвидации предприятия. На заводе проведена работа по упорядочению документов с последующей передачей документов по личному составу на государственное хранение в архивный отдел Дзержинского городского совета.

В настоящее время бывшие работники завода, обратившись в архивный отдел, получают необходимые справки социально-правового характера для начисления, перерасчета пенсии.

Несмотря на то, что предприятие ликвидировано, его история продолжает жить благодаря архивным документам.

mz 5

Здание заводоуправления 1908 г.